Взгляд из прошлого
И. В. Бронников
В нашей семье сохранилась только одна старая дореволюционная фотография. На ней изображены мой прадед Михаил Яковлевич (1872 г.р.), его жена Татьяна Петровна /Горячих/ (1875 г.р.) и дочь Анна (моя двоюродная бабушка).
Дед мой всю жизнь носил эту фотографию с собой…
Обнаружил я её в одну из первых поездок на свою малую Родину*.
Времени у меня было совсем мало, и помимо знакомств с впервые увиденной роднёй и домом прадеда, я успел лишь съездить на кладбище, поклониться могилам пра- и прапрадеда. Да издали увидеть Свято-Троицкую церковь села Кстинино известную с 1615 года под именем Архангельской1 и перестроенную в 1856 - 1860 гг. Где многие поколения Бронниковых вносились в метрические и исповедные книги. Включая и деда Максима Михайловича и венчавшегося 30 января 1895 года (по ст. ст.) прадеда Михаила Яковлевича с девицею Татьяной2 и всех предшествующих поколений Бронниковых.
Предки мои государственные, иначе черносошные крестьяне, все из Кстининской волости Вятского уезда (село Кстинино в 17ти верстах южнее Вятки по Казанскому тракту)3. Доподлинно известно, что живут они на Вятской земле со времён первого царя династии Романовых — Михаила Фёдоровича (1613 – 1645)4.
А если пофантазировать, то можно предположить, что пращуры мои оказались в этих краях с одной из групп пассионарных новгородцев, которые шли искать новые земли и новую жизнь.
Часть новгородцев осваивала северные районы, Беломорье, оставаясь при этом подданными Новгорода. А другая часть в XIII веке по каким-то своим причинам взбунтовалась жить в вечевой “вольности” и подалась на Вятку, в земли вотяков и черемисы (удмуртов, марийцев, других племён). Заложили ряд городов и зажили на 200 лет обособленно и совершенно загадочно “Вятской республикой”5. До тех пор, пока Иван Грозный в 1489 году не присоединил эти земли к Московскому Царству6.
А может Бронниковы пришли в этот край уже после присоединения к Московии. Или вообще, они представители смешанного древнего населения и “были некогда язычниками. Это вполне можно допустить из названия села Кстинино-Крестинино и речки Иордани, где, вероятно, и были крещены 'туземцы'”7.
Всё это пока скрыто от меня за далью лет. Но достоверно известно, что в XVIII и XIX веках “жители во всём приходе были православные; язычников и старообрядцев не было…”8.
… Мужчина и женщина сидят прямо и с достоинством, руки держат чинно перед собой. Одеты, как и подобает сословию на Севере или Сибири. На мужчине картуз, сюртук, сапоги, видна цепочка — часы (?!). У женщины длинная юбка, широкий пояс, блузка с кружевами.
И взгляд… Мне кажется, такие уверенные глаза у русских были только на рубеже XX века.
А между родителями стоит на подставке девочка лет трёх и смотрит в объектив с таким немым оцепенением, с каким смотрят в таком возрасте на фотографа миллионы детей на свете.
Внизу снимка чётко просматривается тиснение “Андрузскiй Кунгур”. Пермский Кунгур отстоит от Вятки вёрст на 600 к востоку, у Уральских гор. Михаил Яковлевич делал отличные гармони, и заказы бывали издалека. Вот, видимо, с женой и дочкой побывал раз со своим товаром в Кунгуре. Тем более, что в Кунгуре жил и имел гармонную мастерскую его брат Фёдор Яковлевич9.
Косвенное упоминание об этом я обнаружил в “Местном исследовании за 1909 год. Описание кустарного промысла в дер. Шамаи” Вятского губернского земства10. В Описании состоящее из 50 вопросов, есть упоминание, что хозяева**, кроме Вятки, ездят торговать гармони на Ирбитскую ярмарку. А, судя по “Настольному атласу А. Ф. Маркса, 1903 г.” в начале века от Вятки на Урал уже была проложена железная дорога11.
Пытаясь ещё что-нибудь узнать о снимке, я послал в Государственный архив Пермской области запрос: - Был ли в Кунгуре, в начале века, фотограф Андрузский и что про него известно? В Перми не отмахнулись от моего вопроса (а это было в 1993 году) и переслали его в Кунгур. А через некоторое время мне, совершенно бесплатно, ответили, что, действительно, проживал в городе Кунгуре с 1863 года поляк Андрузский Палладий Григорьевич, сосланный за участие в польском восстании, имевший солодовенный и пивоваренный заводы. И вот один из его сыновей, Анастасий, имел “фотографию”12. Выслали даже возможный адрес потомков Анастасия Палладиевича, хотя разыскать мне их не удалось.
Но уже этого было достаточно, чтобы с уверенностью сказать, – снимок сделан в 1901 - 1902 году, фотографом Андрузским А. П.
И отделяет меня от события на снимке без малого 100 лет.
Вот такая история стоит за одной сохранившейся фотографией, помимо того, что я могу на ней видеть лица тех, кому обязан и за кого продолжаю свой земной путь…
А в планах на будущее остаётся мечта ещё раз съездить в свой родной починок и продолжить поиски затерянных фотографий, документов и свидетельств из жизни кстининских Бронниковых.
__________
* - починок Василия Буторина (дер. Шамаи), ныне посёлок Дресвяново в Кировской области.
** - хозяев по числу дворов было всего семь13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балыбердин А. Свято-Троицкий храм села Кстинино и его история. – Вятка, 1997. – С. 1. Село Кстинино впервые упоминается в 1615 году в Дозорной книге князя Звенигородского.
2. ГАКО, Ф. 237, оп. 226, д. 470, л. 107.
3. Список населённых мест Вятской губернии на 1859 - 1873 гг. и на 1926 г. Справочно - информационный фонд ГАКО. (Имеется в родословном обществе).
Шабалин В. Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской Епархии. - Вятка, 1908. (ГАКО, Ф. 1404, оп. 1, д. 5, лл. 199об., 200).
4. Кольский родословец: [Сб. ст. / Мурм. родосл. о-ва по генеалогии]. - Мурманск, 2000. - Вып. 1: Альманах Мурманского родословного общества. - С. 7-17.
РГАДА, Ф. 1209, кн. 520, л. 397;
Ф. 350, оп. 2, д. 3890, л. 511;
ГАКО, Ф. 596, оп. 1, д. 719, л. 190 - 193;
Ф. 237, оп. 226, д. 606, л. 586;
Ф. 176, оп. 2, д. 694, л. 650;
Ф. 176, оп. 2, д. 1137, л. 342;
Ф. 237, оп. 71, д. 10, л. 358об.;
5. Энциклопедия для детей. Т. 12. Россия: Физическая и экономическая география. – 2-е изд. испр. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – С. 465.
6. Соловьёв С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. III. Т. 5 – 6. История России с древнейших времён / Отв. Ред. – Н. А. Иванов / – М.: Голос, 1993. – С. 37-38.
7. ГАКО, Ф. 574, оп. 1, д. 950/1, л. 19. (Анкетные сведения о Кстининском приходе за 1882 год составленные священником Павлом Бессоновым).
8. Там-же.
9. ГАКО, Ф. 596, оп. 1, д. 1154, л. 82.
10. ГАКО, Ф. 1280, оп. 1, д. 5, л. 143.
11. Новый настольный атлас А. Ф. Маркса. - СПб., Издательство А. Ф. Маркса, 1903.
Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т. 2: Д–К / Редкол.: В. Л. Янин (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. – С. 169-173.
12. Госархив г. Кунгура, ответ № 51/т от 20.04.93 г.
13. Список населённых мест Вятской губернии на 1859 – 1873 гг. и на 1926 г. – Вятка. (ГАКО, Ф. СИФ, д. 1351).
Назад | Главная | Информация | Какие фамилии мы ищем | Об обществе
"Кольский родословец-I" | "Кольский родословец-III" | "Кольский родословец-IV" | "Кольский родословец-V"