Штрихи к родословной
И. В. Бронников
Генеалогия в частном порядке эгоистическое увлечение (ведь, несомненно, в первую очередь нас интересуют близкие люди), но при серьёзном подходе выходящее на широкий простор сразу нескольких научных дисциплин: истории, этнографии и краеведения, и является их связующей гранью. Первоначальное собирание имён и колен из простого коллекционирования предков быстро перерастает в новый интерес. Что за судьбы были у них, какой быт сопутствовал им, чем жили они? Любая родословная информация, просматриваете ли Вы сами метрические или исповедные и т.д. книги, или Вам присылают ответы из архивов, всегда несёт множество сопутствующих небольших, интереснейших штрихов, из которых впоследствии получаются яркие картины жизни (предки “оживают”). Приведу несколько примеров.
В материалах, присланных Государственным архивом Кировской области, помимо простого перечисления родившихся, умерших и т.д. попадаются и такие сведения:
“Список крестьян Дресвянского сельского общества Кстининской волости, которым назначена ссуда ржи из хлебозапасного магазина по приговору сельского схода от 4 июля 1891 г.” В списке значатся крестьяне деревни Шамаи:
1. Яков Васильевич Бронников, в семье 8 душ, из них работников - 1, → количество ссуды - 5 четвертей.
2. Андрей Егорович Бронников, в семье 9 душ, из них работников - 1 ,→ количество ссуды - 5 четвертей1.
У Якова было четверо сыновей, у Андрея - 3 сына и дочь (все в возрасте от 1 до 11 лет). Вероятно, в семье жили престарелые родители или их родственники. Но уже через десять лет у Якова Васильевича подрастают сыновья и хозяйство встаёт на ноги.
Просматриваю исповедную роспись прихода церкви с. Кстинино за 1820 г. Идёт перечисление имён, и вдруг запись… Старшие Бронниковы не исповедовались “по лености”2. Есть над чем задуматься.
Или взять, например, 12-томную(!) “Подворную опись Вятской губернии за 1887 год”, хранящуюся в Кировской областной научной библиотеке им А. И. Герцена. В 49 столбцах информация обо всех сёлах, деревнях и починках, начиная с населения, земельных наделов и заканчивая промыслами и книгами в каждом дворе. В отдельном приложении – “Материалы для оценки земельных угодий”– дана подробная характеристика местности каждого района (уезда) губернии, с оценкой почв, орудий обработки оной, урожайности, арендной платы и т.д. Вот он, экономический и социальный срез жизни северо-востока России конца XIX века.
Но мне хочется рассказать о другом документе.
Первая мировая война, на патриотическом подъёме вся страна! Тысячи добровольцев идут в действующую армию, а по всей России создаются комитеты и “Общества помощи семьям запасных нижних чинов и ратников ополчения, призванных в мобилизацию 1914 года…”3. Для выяснения экономического положения в семьях, где призвали на войну, общества начинают проводить статистические исследования.
Опросные листы состояли из тридцати вопросов, сгруппированных в три раздела. Экономическое положение и состав семьи, обеспеченность семьи топливом и заготовка семян, вспашка и посев яровых. Помимо названия уезда, волости, селения и данных о призванном ратнике даётся полный состав семьи, включая и проживавших вместе родителей. Отдельным подпунктом выделен случай, если призванный находился не в браке, а в сожительстве. В деревне Шамáи (ныне в составе пос. Дресвяново), о которой я веду речь, такого не было, и графа осталась пустой. В двух семьях Бронниковых имелось по одинаковому земельному наделу - 7½ десятин, которые полностью обрабатывались (чужих земель не арендовали). На этих землях высевали по 25 пудов овса, одна из семей ещё и 1½ пуда льна. При этом по 15 – 20 пудов семян приходилось покупать на стороне. На топливо в год семьи расходовали по 3 кубических сажени дров и по 5 возов сучьев, которые заготавливали в своём лесу.
Каждая семья располагала избой стоимостью в 100 рублей, разница была только в дворовых постройках. И по количеству скота различий больших не было: одна лошадь, по две коровы, одна или две овцы. А вот по данным сельскохозяйственной переписи 1917 года4, семья моего прадеда Михаила Яковлевича обладала дополнительно уже телёнком и ягнятами.
Обе семьи имели побочный заработок - гармонный промысел с доходом 400 рублей в год5. Одна семья (15 чел.) имела правительственное пособие в размере 2 рублей и 3½ копеек в месяц. В особой помощи от мира Бронниковы, по всей видимости, не нуждались, так как кроме получения единовременного пособия - 1 руб. от кредитного товарищества на хозяйственные нужды, другой помощи не было.
Все остальные вопросы и ответы сами по себе очень интересны, но смотрю на подпись в конце и ахаю - Села Кстинино Священник Н. Васнецов.
Неужели тот самый Николай Михайлович, из знаменитого рода художников Васнецовых, расстрелянный 6 февраля 1922 года большевиками у собственного дома, о котором в своей брошюре рассказал А. Балыбердин6!
Вот и становится понятна сухая фраза энциклопедической статьи о Викторе Михайловиче Васнецове - “Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний… После революции он не принимает активного участия в художественной жизни7…” А как же после всех злодейств революции продолжать творить художнику?
Полтора века история села Кстинино была связана со священническим родом Васнецовых! Благодаря их трудам кстининский приход рос и мужал. Деяниями первого из “кстининских” Васнецовых – батюшки Емельяна вознеслась величественная колокольня церкви**.
Каково было моё удивление увидеть на современной карте рядом с Дресвяново урочища Бронниковы и Тарбеевы – а это уже девичья фамилия моей бабушки! |
А в 1856-1860 гг. старый Архангельский храм был перестроен, и кстининский храм приобрёл современный внешний вид и стал называться Свято-Троицким, вмещая около 3 тысяч человек.
Заботами же благочинного отца Николая Михайловича Васнецова церковно-приходская школа (основанная 18 ноября 1888 года) была превращена в образцовую.
В 1915 году в ней обучалось 49 мальчиков и 102 девочки, а содержание школы обходилось всего в 359 рублей 55 копеек***.
А в ноябре 1918 года именно отец Николай венчал 18-летних Максима Бронникова и Анну Тарбееву законным браком - моих будущих дедушку и бабушку.
Та малая толика интересного материала, о котором я упомянул, могла бы стать основой многих рефератов и курсовых работ для студентов. С той лишь разницей, что в них была бы своя изюминка, где факты основывались бы на семейных документах, а не на простом перечислении постороннего, нейтрального материала.
Когда спрашивают “в лоб” журналисты: “Что Вам даёт генеалогия?”, и нужно коротко ответить, только одно и приходит на ум:
- Родину.
Где-то лежит в архивах на полках и Ваша история…
Старые русские единицы измерений, упоминающиеся в тексте:
Десятина 10 925 м2 (чуть более 1 гектара),
Кубическая сажень ≈ 9,7 м3,
Пуд 16,4 кг,
Четверть (для сыпучих тел) 0,21 м3.
__________
* - Священник Николай Васнецов приходится пятиюродным братом Виктору Михайловичу Васнецову.
** - впервые деревянная церковь упоминается в 1615 году как “Архангельскiй погост на Кстинине” в Дозорной книге князя Звенигородского.
*** - в селе с 1868 года было ещё и мужское начальное земское училище (с 1910 г. – двухклассное).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ГАКО, Ф.624, оп.1, д.17а, л.14.
2. ГАКО, Ф.237, оп.71, д.181, листы не нумерованы.
3. ГАКО, Ф. 617, оп. 5, д. 4867, лл. 456, 456об, 457, 457 об, 871, 871об, 872, 872 об.
4. ГАКО, Ф. 574, оп. 6, д. 8, конв. 30, л. 1 – 4.
5. Подробнее - Кольский родословец: [Сб. ст.]: Альманах Мурманского родословного о-ва. – Вып. III. - Мурманск, 2004. – С. 6 - 14.
6. Балыбердин А. Свято-Троицкий храм села Кстинино и его история. – Вятка, 1997. – 15 с.
7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, DVD, 2006
Назад | Главная | Информация | Какие фамилии мы ищем | Об обществе
"Кольский родословец-I" | "Кольский родословец-II"| "Кольский родословец-III" | "Кольский родословец-V"